Elite Veteran
Posts: 771
    
| Antanas - 2009-10-08 7:23 PM
Киевляне/кияне акали?
В 11 веке, до падения редуцированных, ещё никто не акал, даже предки современных белорусов.
Вот мнение современной науки о месте и времени появления аканья.
Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика. - М., 1974, с. 231, 234.
Таким образом, Рязанское, Новгород-Северское, Черниговское княжества XII - XIII вв. - вот в основном место и время образования аканья.
Именно эту область, соответствующую Русской земле конца XI - начала XII вв. (т.е. Киевскому, Переяславскому и Черниговскому княжествам) с некоторым расширением на северо-восток по Оке (примерно от Коломны до Старой Рязани и ещё несколько дальше), следует считать первоначальной территорией фрикативного г.
Нетрудно заметить, что северо-восточная часть этой области одновременно является территорией возникновения аканья.
А вот позже, в 15 веке, и Киев, по мнению академика А. И. Соболевского, уже акал.
Соболевский А.И. Древнекиевский говор // "Украинская" болезнь русской нации. М, 2004, с. 305-309.
"...аканье заметно в Учительном Евангелии 1434 г. (Публичная библиотека) написанном в Киево-Печерском монастыре..."
Помянник киевского Михайловского монастыря в первой своей части (половина XVI века) дает: Радион, Сафон, Саламия, Евдакея, Адарья (при Одарья), Алексей (при Олексей) и т.п . Также отметим, что малороссы XVII века видели в коренных жителях Чернигова (по их говору) "московских" людей.
Разбирая древние памятники русской письменности, Соболевский проводит резкую границу между говорами галицко-волынскими и собственно киевским: собственно киевские документы по языку и орфографии приближаются "более всего к средне-великорусским говорам"; "что в них можно отметить, это отсутствие формы 1-го лица множественного числа на "мо" (мы чытаемо, пышемо, робымо, спымо), обычной в Галицких грамотах XIV-XV веков и в современных малорусских говорах".
Летописи, записанные или составленные в Киеве, "пользуются словом старейшина в позднейшем значении одного человека, между тем, как малорусские говоры употребляют его лишь в древнейшем значении собирательном; зоря в значении заря, между тем как малорусские говоры знают его только в значении звезда; словом лошадь, чуждым малорусскому наречию. Этим летописям, как и вообще всем несомненным и предполагаемым текстам киевского происхождения, чужды обычные малорусские слова, как кохати, гай, квет… Вообще нет никаких оснований считать древнекиевский говор тождественным или родственным с древним галицко-волынским говором. Напротив того, необходимо видеть в древнекиевском говоре один из говоров, близких говорам белорусско-великорусского типа". "Читающий Начальную и Киевскую летописи ПОРАЖАЕТСЯ близостью их синтаксиса и словаря к великорусскому материалу".
Потом всякие следы киевского говора исчезают.
Edited by кривич 2009-10-08 20:09
|